Полемика (избранное)
вернутся к началу
23.06.2004.
Женя, «мнения» на сайте «Интеллектуальное
богословие».
Ответ:
Снова о любви.
«Иисус
отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай,
Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и
возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и
всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею
крепостию твоею» – вот, первая заповедь! Вторая
подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого
себя»; иной большей сих заповеди нет» (Мар.12.29-31).
В
«Полемике» я уже сказал, что христианское
понятие духовной любви имеет четыре уровня
понимания. В словах Христа находим эти четыре
понятия любви: любить сердцем, любить душой,
любить разумением и любить крепостию. Поэтому
апостол Павел называет любовь не просто
совершенством, а «совокупностью» (Кол.3.14).
Вероятно, эти четыре понятия, которыми человек
может проявлять любовь к Богу, можно толковать
как духовные силы души: ум, совесть и волю, а так
же дела человека.
Вот,
Вы объясните мне, как Вы любите Бога? Обычно, если
мы что-то любим – это представляем, здесь я
говорю о чувственной любви. Бога представлять
нельзя: «Бога не видел никто никогда» (Иоан.1.18).
Вы, вероятно, представляете, потому что наделяете
Бога чувствами, хотя святые отцы учат, что Бог
бесстрастен. Со своей стороны объясню, как я
люблю Бога: я люблю умом закон Божий, поэтому
исполняю заповеди. Вы пишете: «Понятие любви как
простое исполнение заповедей – это постулат
веры младенческой, скажем, ветхозаветной».
Давайте
разберёмся. Во-первых, любить умом закон Божий
может человек с чистой совестью. Во-вторых, чтобы
заставить себя исполнять заповеди нужно иметь
сильную волю. Таким образом, в «простом
исполнение заповедей» задействованы все
упомянутые четыре части: ум, совесть, воля и дела
человека.
Еще
объясню на простых примерах разницу между
любовью (чувствами) и делами. Многие люди «любят
деньги», но немногие умеют «делать деньги».
Понимаете разницу? Не случайно святые отцы
называли себя «духовными купцами». Или можно
себе представить, сидит к примеру кто-то и занят:
любит человечество? Поэтому, наверно, и Вы
согласитесь с тем, что любовь к ближнему надо
доказывать делами. Ну и наконец Бог также
обозначил любовь делом: «послал в мир Сына» (1
Иоан.4.9).
19.06.2004. Женя, «мнения» на сайте
«Богословие Апокалипсиса».
Продолжу
тему: «Исследуйте писания, ибо они
свидетельствуют о Мне» – Иисусе, и цель их
прочтения не узнать, просто историю, а узнать
побольше.
А
если Вы хотите побогословствовать, то взгляните
труды Соловьёва или Достоевского. И ещё раз
повторю свою мысль по поводу богословия.
Богословие – само по себе тайно, ибо есть слово о
Боге. Ещё раз, Бог есть любовь и поэтому
богословие это слово о Голгофской любви,
разорванной плоти и пролитой крови Бога Умершего
за Вас. Ну и конечно же Воскресшего... Христос
воскрес!
Ответ:
Воистину воскрес! Вот Вы пишете о богословии и
вдруг – Соловьёв и Достоевский – один философ,
другой писатель, а причем тут богословие?
Вероятно, Вы считаете, что если кто-то в своих
трудах упоминает слово Бог – тот и богослов,
однако, из последующих Ваших слов можно понять,
что богословы пишут о любви? Только странная
какая-то у Вас любовь: сначала Вы пишете, что «Бог
есть любовь», потом любовь называете
«Голгофской». Как это понимать? Голгофа – это
место казни: крест, страдания и смерть. Честно
говоря подтекст жутковатый и непонятно: это
оговорка или какая-то позиция?
В
Евангелии много говорится о любви, однако, что
под этим подразумевается? В статье «Квантовая
логика в богословии» я объяснил, что слова Библии
имеют четыре уровня понимания и, вероятно, больше
всего это относится к понятию любовь.
Христианская любовь – это прежде всего
«исполнение заповедей» (Иоан.14.15-23). В связи с тем,
что в наше время понятие любви утеряло
первоначальный духовный смысл, поэтому когда,
например, духовенство говорит о любви – они
должны разъяснять, что имеют в виду. Ведь в
обычном понимании любовь – это чувство, однако,
понятие духовное не может быть чувственным.
Любовь
Бога к человеку нельзя понимать как чувственную
любовь – это духовная любовь. Бог дарует
человеку вечную жизнь и это любовь Отца к своим
будущим детям. Здесь на земле Бог не балует
бездельников – Он воспитывает людей через
искушения. Поэтому христиане, которые духовную
любовь Бога понимают чувственно, недоумевают,
поскольку не могут понять эти слова: «Господь,
кого любит, того наказывает» (Евр.12.6).
Слова
апостола Иоанна «Бог есть любовь» (1 Иоан.4.16) в
контексте данного абзаца предполагают,
во-первых, понимание христианами этой любви,
во-вторых, веру в эту любовь. Значит, духовная
любовь не так проста как может показаться, потому
что её надо понимать и надо верить в неё.
Вероятно, можно сказать, что эта любовь Бога
заключается в терпеливом воспитании человека
среди искушений, при соблюдении свободы воли
человека.
Вот
Вы в небольшом своём высказывании пять раз
употребили слово любовь, однако, если понятие
христианской (духовной) любви такое сложное, то
им нельзя пользоваться где попало. И чем больше
скажешь слово любовь – добрее душой от этого не
станешь, а употребление слов не по назначению
называется словоблудием, вероятно, это грех.
То
что Вы здесь занимаетесь похоже больше на
человекомудрословие, что есть пустота. В Вашей
трактовке получается, что откровение говорит о
нашей стране, а как же другие страны.
Ответ:
Что нам другие страны и конфессии? Моя душа болит
за православие, за русских.
Или
Вы раскодировали откровение, подобно тому как
кто то раскодировал Тору, где говорится о смерти
Дианы и прочее. Навряд ли думаю, что Бог видя как
разрываются сердца людей от греха и искушений,
дал бы Своё слово для того, чтобы узнать когда
умрёт принцесса Диана, или к примеру, что Ельцин
это один из героев откровения. Помнится давно
прочитал вопрос одной женщины: а ангел Михаил, не
Горбачёв ли это, – и весьма на полном серьёзе. Ваш
труд чем то напоминает мне вопрос той женщины.
Честно
говоря, прочитав некоторые Ваши пояснения, и
сразу понял, что это просто ересь. Только без
обид, не обижается же больной когда ему ставят
правильный диагноз.
Ответ:
Отвечу словами Христа, во-первых: «если я сказал
худо, покажи, что худо?» (Иоан.18.23), во-вторых:
«врачу, исцелися сам» (Лук.4.23).
Честно
говоря, я мог бы просто закрыть глаза и
промолчать, но как говорится если знаешь, что
надо делать добро и не делаешь, то грех.
Ответ:
Вы исказили слова апостола Иакова: «кто разумеет
делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4.17).
Знать и понимать – разные понятия, поэтому
недостаточно знать о добре – надо понимать, что
такое добро.
Вы
бы побольше о себе рассказали, кто Вы, как пришли
к Богу, почему оставили коммерцию, как с монаха
свернули на путь богослова, что само по себе
большая ошибка, если читали труды отцов, то
видели бы как они говорят, что не полезно монаху
богословствовать, особенно начинающему. А
полезно заглянуть в глубь сердца своего и в
смирении сказать, помилуй меня грешного.
Ответ:
Не думаю, что Вам нужно знать мой путь к Богу, у
Вас ведь уже готов диагноз: «большая ошибка».
Ещё
раз извините, прочитал своё письмо, и подумал, что
мне бы было неприятно ещё почитать, но всё равно
оставляю с любовью Своё послание )) и прошу ещё
раз простить. Бог очень любит Вас и ждёт, чтобы
успокоить Вас под Своими крепкими и нежными
крыльями любви.
Продолжая
молиться за вас во имя Иисуса Христа. Всё так же с
уважением, Женя.
***
26.11.2003. Бездомный.
<вопрс прислан по e-mail>
Как
известно, православные христиане исповедуют
наличие в Боге такого свойства, как всеведение
(знание всего). Знает ли Бог, как поступит
свободный человек со свободной волей? Выберет ли
конкретный человек путь любви и служения Богу
или предпочтет впасть в грех? Вот главный вопрос!
На мой взгляд, ответов может быть три.
Первый:
«Да Бог знает, что выберет человек, ведь он
Всеведущ». Но тогда, позволю себе заметить, не
может идти ни какой речи о свободе воли человека.
Раз Бог все знает, то все предопределено, и мое
будущее в том числе. Получается фатализм!
Второй:
«Нет, Бог не знает, что выберет человек, ведь
последний наделен свободой воли». В этом случае
мы приходим к выводу, что Бог все-таки не
Всеведущ.
Третий
вариант ответа, самый бесчестный со стороны
священников: «Неисповедимы пути Господни! Мы не
можем своим слабым, жалким, греховным разумом
понять Великий Божий Замысел, не можем объяснить
это через примитивные земные понятия, и т.д.».
Разрешить
данное противоречие, все равно, что спасти душу!
Ответ:
В
своём последнем толковании 4-7 глав Откровения я
начал говорить о духовных законах, которые Бог
устанавливает для человека. Эти законы
незыблемы, как любые другие «законы природы».
Понятно, что Законодатель контролирует их и
соблюдает, потому что закон должен быть
объективным и абсолютно независимым. Свобода
воли человека – это закон, при этом, наделив
человека свободой выбора между добром и злом, Бог
не оставил его в неведении. Во-первых, наделил
совестью, чтобы человек мог различать добро и
зло, во-вторых, дал некоторым заповеди для
совершенства, в-третьих, предупредил о суде за
неправильное использование свободы воли
(Рим.2.9-16).
Вы
почему-то увязываете всеведение Бога с
ограничением свободы воли человека: «раз Бог все
знает, то все предопределено». Где тут логическая
связь? Одно дело знать результат и другое дело
вмешиваться в процесс – эти два понятия
совершенно независимы. Бог вне времени и
пространства и наше будущее известно Богу, но не
нам. Мы своё будущее делаем сейчас, и мы свободны
в своём выборе. Для любого человека существует
предрасположенность – время и случай для всех
(Еккл.9.11) – но не предопределённость. Закон
свободы воли устанавливает различие между этими
понятиями.
Ваши
мысли в какой-то степени перекликаются со
словами одного из основателей современного
Атеистического общества академика В.Гинзбурга: А
если есть Бог, почему же он допускает такие дикие
вещи – геноцид, убийства? Где логика? Я не
понимаю, как человек может верить во всемогущего
Бога, который со всем этим мирится[1] . Наверное,
любой физик понимает, что такое законы «природы»
и как они работают. Например, упал споткнувшись и
набил себе шишку на лоб, при этом не обижается на
закон всемирного тяготения, а понимает, что сам
виноват: под ноги не смотрел. Аналогично работает
закон свободы воли человека – иначе получится,
что Бог нами играет по своей воле. Перефразировав
слова Эйнштейна «Бог в кости не играет», можно
сказать, что Бог нами не играет.
Откуда
зло? От невежества. Таким образом, без веры в Бога
и совести, работает закон свободы воли. Во-первых:
Не скоро совершается суд над худыми делами; от
этого и не страшится сердце сынов человеческих
делать зло (Еккл.8.11). Во-вторых, поскольку
человек – существо социальное, он попадает под
действие законов жизни этносов и государств, а
это уже мир духов, и там свои законы «природы».
Например, совесть, в отличие от интеллекта,
понятие личное, но никак не общественное.
Лингвистический анализ подтверждает это: можно
сказать «коллективный разум», но нельзя сказать
«коллективная совесть» – язык не повернётся. У
коллективного бессознательного (этнос,
государство) совести нет – у него есть желания и
интересы – вот отсюда войны, геноцид и прочее.
В
связи с вышеизложенным следует отметить, что
вместо мыслей о заботе о спасении своей души
православная Церковь часто подсовывает нам
патриотическую пустышку: «Бог спасёт Россию».
Однако это «учение Церкви» в корне противоречит
учению Христа: Какая польза человеку, если он
приобретёт весь мир, а душе своей повредит?
(Мат.16.26). Христианство – это религия личности:
Бог спасает для вечной жизни отдельные личности,
а не государства.
Духовная
эволюция отдельного человека и человечества –
это процессы в пространстве-времени земли,
имеющие необратимый и вероятностный характер.
Наверно правильнее будет сказать, что эти
процессы подчиняются не «воле Божией», а
«законам природы Бога». При этом чудеса – не
нарушение этих законов, а использование законов,
которых мы не знаем. В своей статье «Духовная
эволюция или деградация?» я писал, что Бог никого
не выбирает – Бог только помогает собственным
усилиям самого человека: Дать сесть у Меня по
правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но
кому уготовано Отцем Моим (Мат.20.23). Это следует
понимать так, что только от нас самих зависит
наше будущее: Царство Небесное находится во
власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет
лицеприятия, но получит его тот, кто покажет, что
он достоин Царства Небесного, которое уготовано
не для лица, а для жизни. Таким образом, если вы
будете таковы, что можете наследовать Царство
Небесное, которое Отец Мой уготовил победителям
и торжествующим, то и вы также получите его[2] .
_____________________________
[1] «Известия». 22.11.2003.
[2] Иероним Стридонский. Четыре книги
толкований на Евангелие от Матфея.- М.: МГУ. 1996.- С.
178.
* * *
24.9 2003. Клирик,
«мнения»:
Я
не прочь быть упрямым фанатиком в устах того, для
кого прп. Александр Свирский – «неграмотный
монах». Хочу быть с этим «неграмотным монахом» и
с другими упрямыми фанатиками, из которых
состоит Православная Церковь.
Ответ: (?)
* * *
20.9.2003. Клирик,
«мнения»:
Любое
слово, сказанное от Духа Божия есть, в своем роде
пророчество – раскрытие тайн Божиих. А то, что
Елисавета говорила от Духа, подтверждает
Евангелист. Вы самолично пытаетесь из одной
фразы Елисаветы выделить что «от Духа», а что нет.
Я не согласен с Вашим чисто личным мнением.
Ответ:
На
Вашем примере можно хорошо проиллюстрировать,
как упрямство граничит с фанатизмом: Вы не
слушаете никаких доводов. Вспомните Евангелие,
как часто Христос говорит: «слушайте и
разумейте». И слушать надо Христа и Евангелие, а
не «администраторов от Евангелия». Любой
администратор в Церкви в большей степени политик
или хозяйственник, чем богослов. Однако они
обладают властью в Церкви и могут отменить
понятие «слушайте и разумейте» и оставить только
«слушайте», вытеснив понятие «разумейте» за
пределы Церкви.
«Простецкое
богословие» призывает к слепой вере, но вера в
Бога не может быть слепой, мы должны четко знать в
кого мы верим. Ученый богослов А.Осипов часто
повторяет в своих лекциях слова И. Брянчанинова о
том, что вера в ложь не спасает – вера в истину
спасает.
Еще
раз напомню, что «Елисавета исполнилась Святого
Духа» не для того, чтобы пророчествовать, а для
того чтобы ее сын – пророк Духа Святого
исполнился еще из чрева матери своей (Лук.1.15).
Ведь даже Вы, наверное, не можете не признать, что
Иоанн Предтеча родился не за какие-то заслуги
матери, а по необходимости промысла Божия? Причем
здесь мать? Она просто исполнила закон природы.
Господь для этого выбрал именно ее, а мог выбрать
любую другую.
* * *
18.9.2003. Клирик,
«мнения»:
По
поводу статьи о Богородице. «Между этими двумя
действиями разных Ипостасей Бога: Дух Святый
найдет на тебя и Сила Всевышнего осенит тебя
существует промежуток времени, которого никто не
знает». Не вижу оснований так полагать. Это
обычный стиль Св. Писания – повторения в разных
формах одной сути. Окропиши – очищуся, омыеши –
убелюся и т.д. Это постоянно встречается. Делать
вывод о противопоставлении нет причины. Дух и
Сила в данном случае означают то действие Божие,
которое послужило причиной зачатия во утробе
Девы Богочеловека.
Я не
вижу оснований, кроме вашего личного желания,
считать одну фразу Елисаветы от «Духа» а вторую
«от себя». Причина того, что она называет Марию
матерью именно пророческий, Святой Дух ее слов –
она говорит уже о будущем как о настоящем. И если
это ложь – то ложь и любое пророчество. Если
говорит Духом Святым, значит пророчествует. В
Писании это всегда одно и то же.
Ответ:
Во-первых,
понятие «сила Всевышнего» нельзя отождествлять
со Святым Духом, потому что апостол Павел именно
Христа называет Божия сила (1 Кор.1.24). О том,
что понятие Сила принадлежит Сыну пишет и
Григорий Богослов в своем «Слове 29».
Во-вторых,
вот Вы пишете «Если говорит Духом Святым, значит
пророчествует. В Писании это всегда одно и то же».
Вы отправили эти слова на сайт ночью, а утром,
взглянув на церковный календарь, увидели, что
«случайно» именно этот день памяти пророка
Захарии и праведной Елисаветы. То есть про Вас
можно сказать, что Вы были подвигнуты Духом
задать определенный вопрос в определенное время,
для того чтобы нагляднее выявить истину. (Однако,
наверное, только за это нельзя назвать Вас
праведным?)
Итак,
Церковь официально признает Захарию пророком, а
Елисавету только праведной, в полном
соответствии с тем, что написано о них в
Евангелии: И Захария, отец его, исполнился
Святого Духа и пророчествовал, говоря (Лук.1.67). И
Елисавета исполнилась Святого Духа, и
воскликнула громким голосом, и сказала
(Лук.1.41-42).
Следовательно,
в соответствии с Евангелием, слова Елисаветы
«мать Господа» нельзя называть пророческими и
православная Церковь это вполне официально
подтверждает, называя Захарию пророком, а
Елисавету праведной.
* * *
12.9.2003. Клирик,
«мнения»:
Уважаемый
автор обмолвился, что настоящий богослов тот, кто
имеет «дар Духа», (очевидно скромно относя к
последним себя), но тогда при чем тут
«интеллектуальное богословие»?
Если
автор считает, что стал чист сердцем и прозревает
тайны Божии, то он в натуральной «прелести».
Ответ:
Во-первых,
Вы противопоставляете «дар Духа» и мудрость или
интеллект, следовательно, отрицаете учение
апостола Павла о Святом Духе: Овому бо Духом
дается слово премудрости, иному же слово разума
(1 Кор.12.8).
Во-вторых,
Ваши слова: «Если автор считает, что стал чист
сердцем и прозревает тайны Божии, то он в
натуральной прелести», – соответствуют Ветхому
Завету: Кто похвалится чисто имети сердце?
(Прит.20.9), но противоречат Новому Завету: Чистые
сердцем Бога узрят (Мат. 5.8). Тогда во что же Вы,
уважаемый клирик, верите?
Советую
Вам прочитать, что пишет о дарах и действиях
Святого Духа Симеон Новый Богослов в «Слове 63» и
64.
* * *
29.8.2003. Илья,
«мнения»:
Почитал
я тут некоторые Ваши статьи и толкования.
Совершенно не в духе ни православного
богословия, ни какого-либо другого нормального
богословия. Это даже не ересь, я бы сказал, скорее
– безумие. Иными словами – бред сумасшедшего.
Ваше
мнение не в рамках православной традиции. И не
следует Вам считать себя умнее ученых
богословов, имеющих специальное образование.
Ответ:
Апостол
Петр учит: Прежде всего знайте, что в последние
дни явятся наглые ругатели… Они, как
бессловесные животные, злословят то, чего не
понимают (2 Пет.3.3; 2.12).
Лингвистический
анализ Ваших слов: «богословов, имеющих
специальное образование», доказывает Вашу
несостоятельность. Во-первых, человека,
закончившего физтех, можно назвать физиком,
во-вторых, человека, имеющего философское
образование, уже трудно назвать философом,
однако, никогда еще человека, имеющего
богословское образование, не называли
богословом. Быть богословом, значит, иметь дар
Духа (1 Кор.12.8), а не богословское образование.
Кстати, ни один из патентованных богословов мне
не предъявлял каких-то обоснованных претензий.
* * *
|