www.itheology.ru

intellectual theology

православие богословие

Интеллектуальное

религия церковь

богословие

начало книга статьи мнения ссылки e-mail об авторе

Полемика (избранное)

часть 1

часть 2

часть 3

часть 4

Религия, богословие, библия

Аннотации к статьям

Религия, богословие, библия

Список статей

О духовной эволюции

О Боге и Сыне Божьем

О Христе и церкви

Духовная эволюция или деградация?

Христианство: убеждение без принуждения

Квантовая логика в богословии

Религия, богословие, библия

Архив
Религия, богословие, библия

Резюме

О Боге и Христе

О Духе Святом

Глава 3. Толкование Откровения Иоанна Богослова



Толкование Апокалипсиса

О Духе Святом

О Духе Святом.

23.03.2000.

Получил один ответ на мою статью, в связи с этим, наверное, необходимо предостеречь некоторых богословов от необдуманных суждений и высказываний. Есть такое Евангельское понятие, как хула на Духа Святого, которая не прощается (Мар.3.29.). Попытаюсь, с Божией помощью, растолковать это подробнее. Духа Святого никто не видел, за редким исключением, поэтому судить о Нём мы можем по Его проявлениям через Таинства в Церкви, дары и плоды, не признавать или отвергать, которые означает хулить. Думаю, многие из духовенства, которые получили мои статьи, скорее всего, не только не удостаивают их рассмотрения с рассуждением, но и внимания. Поэтому считаю необходимым предать гласности, явленное мне, видение Духа Святого. Сейчас я осознаю, что это достояние всей Церкви, а не только моё, так как немного на свете людей, которые пережили и видели подобное.

Сначала я счёл это своим личным испытанием на претензии к святости и решил молчать, тем более в прошлой своей жизни я был весьма болтлив, особенно пьяным. Думал, про то, что я видел - это должно уйти со мной. Вспомнилось мне тогда о прочитанной сентенции: «когда внутреннее станет больше внешнего», то есть, когда человек знает больше, чем он говорит. Однако появилось какое-то желание писать на духовные темы и я попробовал. Первую статью я написал в феврале 1999 года и отправил в газету, как мне показалось, православную - «Русь Державная». Сейчас же в связи с моим видением всё чаще приходит мысль о «таланте», зарытом в землю (Мат.25.18.).

Для разговора об этом, необходимо дать некоторые пояснения о моём тогдашнем состоянии. Поэтому немного о моей жизни. В апреле 1997 года я узнал диагноз о своей, появившейся несколько лет назад на носу у глаза, родинке, которая начала кровоточить - базилиома /рак кожи, правда не самая страшная разновидность/. О полученном диагнозе никому ничего не сказал, лечение отложил на осень, так как летом обычно занимался водным туризмом: в одиночку сплавлялся по речкам на резиновой лодке. На заданный самому себе вопрос: «Как жить дальше?» ответил - «Так же как жил». Смерти особенно не боялся, но скорбел, вспоминая в каких мучениях умирала от рака мать. Каждое утро, умываясь, я вглядывался в зеркало: выросла или нет? Только потом я понял, что таким удивительным образом я получил свой первый дар - память смертную. Кстати, родинка, которую я так и не лечил, до сих пор не растёт и не кровоточит. Тогда же весной я принял решение о паломнической поездке на Святую Землю.

Надо отметить, что в это время, между сдачей анализа и получением диагноза, я впервые в жизни причастился. Каким-то образом это пришлось на Великий Четверток. Мало я знал об этом Таинстве, год собирался перед этим, но так толком, как сейчас понимаю, и не подготовился. Но вот что поразило: приняв причастие, я решил во рту распробовать его зубами, но этот кусочек был необычным, как бы изюминка, под зубами подавался, но не прокусывался и я проглотил, удивляясь, что же они туда кладут? - вроде ведь хлеб и вино. Я только потом, много времени спустя, осознал, чем Господь меня удостоил.

Явленное же мне, видение Духа Святого произошло в Греции во время Божественной литургии в паломнической поездке, на судне «Дмитрий Шостакович», в октябре 1997 года. Корабль стоял на рейде возле Горы Афон, напротив Свято-Пантелеймонова монастыря. Нужно отметить, что накануне я исповедался священику таким образом: у меня рак кожи и поэтому я унываю и ропщу- за что? Священик начал успокаивать, что Господь сейчас забирает лучших, что времена наступят тяжкие и т.д. В корабельной часовне шло утреннее Богослужение, я тогда мало разбирался в церковных службах, видимо стали петь херувимскую, потому что стоявшая напротив меня, возле подсвечника у иконы Спасителя, справа от Царских Врат, монахиня упала на колени. Вдруг внутри себя, в груди, я слышу голос: сердце сокрушённое, как будто кто-то меня представил. Слово явно не из моего лексикона, я тогда ещё 50-й псалом регулярно не читал. Тотчас хлынули слёзы, потоком; надо сказать, что я в жизни вообще не плакал и последний раз, наверное, около тридцати лет назад на похоронах матери.

Непроизвольно закрыл глаза и в это время, как бы в голове, в темноте, увидел светлое помещение, которое заполняется клубами цветного газа. Я как бы «знал», что это пространство алтаря, где происходит Таинство. Вот газ заполнил пространство с избытком и обозначились острые углы помещения в виде не куба, но больше прямоугольного параллелипипеда. Здесь меня нужно правильно понять: я пишу теми терминами, которыми я осознавал то, что я тогда видел и чувствовал, ничего не прибавляя и не убавляя. Вдруг я услышал, как будь-то неземное, наверное ангельское, пение мужских и женских голосов. Потом всё кончилось и я овладел собой, огляделся и увидев, что стою прямо перед глазами, толпящихся в дверях, не вошедших в часовню людей, отошел назад вытирать слёзы.

Под впечатлением пережитого я подошёл к причастию, но совершавший Божественную литургию протоиерей, отец Леонид, мой сосед по каюте, мне напомнил, что я утром пил чай и я отошёл от Чаши. Потом встретившись в каюте я ему сказал, что наверное впал в прелесть и поведал о том, что у меня создалось впечатление, что всё происходившее на литургии делается только для меня, рассказал о потоке слёз и что даже вынужден был отойдти подальше от глаз, о видении ничего ему не сказал. Он ответил, что это не прелесть и что я зря отошёл с того места. Я помню только и сказал, что неудобно было на виду стоять - я же плакать не умею. Таким чудесным образом, наряду с видением, я получил второй дар слёз.

Конечно, сейчас я понимаю, что это был некий аванс для меня, но тогда бес тщеславия попутал и я размышлял, что же будет у Гроба Господня, если здесь сподобился такого. Самомнение могло иметь некоторую почву под ногами, потому что я изменил образ жизни и уже несколько лет абсолютно не пил спиртного, не ел мяса и не занимался сексом, даже не думал об этом, вообщем считал себя почти аскетом. Поэтому, видимо в назидание, на ночной литургии у Гроба Господня едва мог стоять опершись о колонну и одна мысль удерживала меня на ногах: претерпевший же до конца спасётся.(Мар.13.13.) Утром выходя из храма Воскресения Христова я уже знал, что в этот раз приехал на Святую Землю как турист и должен сюда вернуться на следующий год как паломник.

Однажды только решил поделиться о пережитом видении, во время моей второй паломнической поездки в Иерусалим на Пасху, на этом же судне в 1998 году, с монахом о. Ионой, желая выслушать его мнение о происшедшем, но он молчал и только крестился. Мне уже приходилось в одной из ранних своих статей, где я писал о религии и культуре, описать сцену в очереди к Кувуклии в храме Гроба Господня днём в Страстную Пятницу. Наши паломники устроили такую давку, что я был прямо вытолкнут из очереди возле входа. Я смирился, на всё воля Божия, значит не достоин и отошёл. Позже, уже ночью, сидел я на складном стульчике далеко от Кувуклии, коротая вторую половину ночи в ожидании сошествия Благодатного огня, вдруг подходит знакомый паломник с нашего судна, Миша из Санкт-Петербурга, и спрашивает: Ты был в Кувуклии? - Нет. - Иди, сейчас открыли и народу мало. Так, слава Богу, всё-таки попал и приложился ко Гробу Господню.

Имея собственный опыт сошествия Духа Святого, я думаю, имею какое-то моральное право исследовать, т.е. анализировать и оценивать опыт чужой, поэтому попытаюсь. Есть количественное и качественное присутствие Духа Святого в человеке, как ещё иначе говорят - разная мера и разные дары. Были раньше люди и в полноте Духа Святого, как Адам до грехопадения, но это совершенство, каждому же из нас дана благодать по мере (Еф.4.7) потому что не можете вместить (Иоан.16.12.)А вот что пишет Апостол о дарах: Дары различны, и служения различны, и действия различны. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, иному вера, иному дары исцелений, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов.(1 Кор.12.4-10.).

Трудно, особенно сейчас, получить дары, но этого мало и чтобы не оказаться бесплодной смоковницей (Мат.21.19.), нужно ещё принести плоды, для этого надо знать свой дар - это тоже непросто. О себе не могу сказать, что у меня постоянно благодатное состояние, иногда это проявляется почти явно, чаще нет. Смею предположить, что получил, в какой-то мере дар рассуждения, иначе чего бы ради я вдруг взялся толковать Апокалипсис, зная что обьяснение Писания сопряжено с великою опасностию для души (Отечник). Но ничего как известно, даром не даётся и враг никогда не дремлет: как правило дары сопровождают скорби, а также духовная брань. Про себя могу сказать, что когда приступает враг, не заметить этого иной раз бывает невозможно. В одной из своих статей я писал, что в духовной брани меня спасает юмор, то теперь, когда стал писать об антихристе уже не до юмора.



Разрешается использование любых материалов сайта без каких-либо ограничений