itheology.ru

интеллектуальное богословие

автор книги и сайта: Юрий Еловиков




  1. Иегова + Иисус = Христос
  2. Имя Бога
  3. Против Троицы
  4. Духовная эволюция и синергетика
  5. Квантовая логика в богословии - 2
  6. О духовной эволюции
  7. О Боге и Сыне Божьем
  8. О плоти и крови Христа
  9. О Христе и церкви
  10. Духовная эволюция или деградация?

  11. Газетные варианты статей
  1. 1. Три части души
  2. 2. Ментальное тело
  3. 3. О спасении души

Есть ли у Бога мать?

  1. 1. Догматы
  2. 2. История
  3. 3. Иконы

  4. Христианство: убеждение без принуждения

  5. Первая версия сайта











topleftcorn_l.jpg (791 bytes)

статьи


Версия для печативерсия в формате Word



Вначале в христианской Церкви не было Троицы, потом кто-то из древних учителей Церкви, Тертуллиан или Феофил Антиохийский, в конце 2-го века впервые сложил Бога Отца и Сына и Святого Духа в сумму, получив число три. До этого христиане рассуждали о Боге только словом и слово было Бог (Ин.1.1), а Троица, в рассуждениях о Боге, это не слово - это число. Удивительно, но число Три применительно к Богу в Церкви прижилось.

Однако, что говорит о числе Богов Библия? Ветхий Завет учит об одном Боге: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. 6.4). Иисус Христос тоже учит об одном Боге: да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин.17.3). У ветхозаветного Бога не было имени, а в Новом Завете у Бога есть имя, одно имя, которое обозначается словом. Христос говорит: Я открыл имя Твоё человекам (Ин.17.6). Имя нашего Бога «Отец» и в главной нашей молитве «Отче наш» мы говорим Богу да святится имя Твое: Отец.

Между тем сейчас православная Церковь учит: «Мы веруем, что и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, но так, что не три бога, а один Бог. Отсюда два главные для нас нравственные урока.
1) Все три Лица Божества равны между собою...
2) Все три Лица Божества единосущны и нераздельны между Собою...» [i].
Однако, когда впервые сложили Бога Отца и Сына и Святого Духа в Троицу, трёх лиц у Бога не было. Они появились в богословии только в середине 4-го века, то есть еще около двухсот лет спустя. Тогда что сложили в Троицу самые первые?

Известно, что апостолы исповедовали Бога Отца и Сына Божьего и Святого Духа, но не складывали их в сумму, в троицу. Таких понятий как «три лица Бога» нет ни у апостолов, ни у пророков - их гораздо позднее придумали богословы, значит, мы можем относиться к этим понятиям критически. Только учение Христа критиковать нельзя, а творения святых отцов критиковать можно - этого никто не запрещал.

*

Поскольку Троица число, этот богословский догмат по формальным признакам можно рассматривать как простейшую математическую модель. Это арифметическая сумма из трёх слагаемых:
Троица = Бог Отец + Сын Божий + Святой Дух
Процедура счета вносит новый количественный метод в понятие Бога. Отсюда следует, что Троица вполне самостоятельное богословское понятие: абстрактная математическая модель Бога, значительно отличающаяся от библейского Бога. Вместо «одного» появилась «троица». Следовательно, у апостолов был один Бог Отец, а потом Он стал всего лишь одним из трёх Лиц супер-Бога Троицы.

Математическая модель выстраивается на базе аксиом, определения объектов и их взаимосвязей. Исходные положения принимаются на основе рассуждений по правилам формальной логики, а уже потом работает математика. Например, по правилам той же арифметики не все вещи можно складывать, потому что кроме количества они обладают качеством. Рассуждая на это тему я вспомнил поэму В. Маяковского «Облако в штанах» и сосчитал... облако, штаны и Маяковского, получил в сумме троицу. Три чего? На этот вопрос правильного ответа нет, потому что здесь математика вне формальной логики. Рассуждение не позволяет складывать эти разные качественные понятия в сумму.

Еще пример, имеем два яблока, одно весом сто грамм, другое пятьсот. Если сложить их поштучно, получим два яблока, условно одинаковых. А если сложить их по весу, получим шестьсот грамм яблок, где вес одного яблока больше другого в пять раз. Таким образом, сначала рассуждают о свойствах того, что хотят сложить, выбирают единицы измерения, производят процедуру измерения, а потом работают законы математики. И если вернуться к предыдущему примеру, то мы не находим здесь общих свойств, которые можно было бы складывать в сумму: штаны - это одежда в штуках, облако - переменная воздушная стихия, а В. Маяковский - живая личность.

В случае с Троицей получилось всё наоборот и неправильно. Сначала одни богословы сложили в арифметическую сумму Бога Отца и Сына и Святого Духа, а потом около двухсот лет спустя другие богословы озадачились: «три чего?» - не три же бога. Стали искать решение. В данном случае древность и привычность понятия Троицы являлись гарантией истинности. «Следуя святым отцам...» с такой или подобной фразы в древней Церкви обычно начинали формулировать вероучительное утверждение. Поскольку никто не попытался критически осмыслить догмат, поэтому богословам пришлось ввести три Лица для единого Бога... Троицы.

Таким образом, первоначально догмат о Троице - это произвольная математическая конструкция, не имеющая под собой никакого логического обоснования. Богословы просто сложили абстрактно слова, а если бы складывали конкретные понятия, тогда сначала бы пришлось разбираться в свойствах отдельно Бога Отца, отдельно Сына Божьего и Святого Духа и можно ли складывать их в сумму. Да и зачем складывать? Видимо, тогда никто над этим не задумался.

*

Как же повлиял догмат Троицы на развитие богословской мысли? С одной стороны важность - с другой стороны сомнительность этого одного из основных богословских догматов в христианской Церкви подтверждается тем, что не имея на него никаких указаний в Евангелии, католики додумались сделать подлог в текст Евангелия: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино (1 Ин.5.7). Текст этого подложного абзаца, приписанного Иоанну Богослову, по их мнению должен свидетельствать, что именно апостолы впервые сложили Отца и Сына и Святого Духа в сумму, число три.

«Весьма важный в вероучительном, догматическом отношении стих 7-й не читается ни в одном из древних греческих кодексов Нового Завета: ни в таких авторитетных уникальных кодексах, каковы: Синайский, Александрийский, Ватиканский, ни в древнейших курсивных греческих манускриптах, ни в лекционариях. В творениях древних греческих отцов, в своей полемике против ариан, имевших постоянный повод говорить о троичности Лиц в Боге и Их единосущии, данный стих не цитируется» [ii]. В Острожской Библии, которой пользуются староверы, этого подлога еще нет. В РПЦ знают про подлог, но не убирают его, поскольку этот текст им тоже удобен.

Далее, один из самых известных западных учителей Церкви блаженный Августин в своём трактате «О Троице» на базе этого догмата впервые вывел основания для другого католического догмата Filioque [iii] - явную ересь по мнению православных. Следовательно, здесь имеем худой плод... «худого дерева». Потому что нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему (Лк.6.43-44).

Еще одним плодом «худого дерева» является догмат о матери у Бога. На 3-м Вселенском соборе обошлись без богословия, диспута не было, сработала логика чисел, а не логика слов. Кирилл Александрийский со своими сторонниками подавили большинством при голосовании, не дожидаясь оппонентов - делегатов Антиохийской богословской школы. Поэтому позднее святой Иоанн Дамаскин, пытаясь задним числом логически обосновать догмат «Мать Бога», основывает своё доказательство на богословском догмате Троицы [iv]. Основной посыл «родила Ипостась», откуда потом следует вывод, что «родила Бога». Таким образом, только разделение одного Бога на три равных Лица, позволило назвать Марию «Мать Бога», а не мать Христа.

*

Троица - это число три, а не слово. Одно дело читать - другое считать. Есть логика слов - грамматика и есть логика чисел - математика. Они работают по разным законам, которые нельзя смешивать и как бы не ухищрялись богословы объяснить словами, что три равно единице - это ложь. Вот что пишет блаженный Августин: «Равенство же в Троице настолько велико, что не только Отец не есть больший, нежели Сын, в том, что касается Божественности, но даже ни Отец вместе с Сыном не есть нечто большее , нежели Святой Дух, ни какое-либо отдельное лицо, одно из Трёх, не есть нечто меньшее, нежели сама Троица» [v]. Конечно, язык без костей, да и бумага всё стерпит, но не математика.

На базе тринитарного богословия получается система из двух уравнений:
Бог Троица = Бог Отец + Сын Божий + Святой Дух
Бог Троица = Бог Отец = Сын Божий = Святой Дух
Видно, что богословский догмат Троицы состоит из противоречий:
1. Математически эта система из двух уравнений не имеет смысла и решения. Да, законы природы написаны на языке математики... но не богословие.
2. Бог Отец - причина всего, в том числе Сын Божий рождается от Отца и Дух Святой исходит от Отца. Отсюда догмат в противоречии с формальной логикой, поскольку нельзя отождествлять или складывать причину со следствиями.
3. Второе уравнение противоречит Евангелию: откуда равенство между Отцом и Сыном? - если Сын Божий учит, что Отец Мой более Меня (Ин. 14.28). Здесь Христос не говорит насколько более, но по другим словам Отец Мой больше всех (Ин. 10.29) можно понять, что намного, эти слова означают, что Святого Духа тоже нельзя равнять с Отцом.
4. Сын Божий учит Я и Отец - одно (Ин.10.30), одной природы. Эти же слова можно понимать как запрет на арифметические действия с этими понятиями. Отсюда между словами Христа и догматом Троицы возникает другое противоречие, математическое, поскольку Отец и Сын в соответствии с процедурой счета в троицу - это два, а не одно.

*

Ошибка древних богословов очевидна, однако, у нас нет серьёзных оснований для обвинения, потому что те жили в другой маленькой вселенной, центром которой была Земля. Бог Отец и Сын Божий в этой вселенной одинаково ограничены околоземным пространством, поэтому их можно было сравнивать по масштабам и даже назвать равными. Однако, сейчас мы знаем истинные огромные размеры Вселенной и даже можем допустить вероятность того, что она не одна. Современная наука, астрофизика и космология, расширили пределы Вселенной и это факт, который христиане должны увязать с Библией.

Астрофизик К. Саган пишет: «В пригоршне песка около 10 000 песчинок, больше, чем звёзд, видимых в ясную ночь невооружённым взглядом... Между тем космос безмерно богат. Светил во Вселенной больше, чем песчинок на всех берегах планеты Земля». Другими словами, если галактик во Вселенной около 100 миллиардов, тогда на каждого жителя Земли приходится по несколько галактик с десятками, а то и сотнями миллиардов звёзд. Мы не можем утверждать, что Бог создал всё это напрасно - иначе мы должны признать Его дела бессмысленными. Значит, мы должны допустить вероятность того, что процессы развития разумной жизни, аналогичные земным, происходят по всей Вселенной.

Сын Божий учит, что Отец больше его, но не говорит насколько больше, например, в два раза или в миллиард миллиардов раз, поэтому сейчас в качестве гипотезы мы должны допускать обе эти возможности. К тому же Христос никогда не говорил, что у Бога Отца один Сын. Понятие единородный Сын, сущий в недре Отчем (Ин.1.18) нельзя толковать однозначно как единственный. Слово единородный в толковом словаре В. Даля имеет два значения: единственный и однородный, то есть одного рода или одной природы, и слова сущий в недре Отчем больше подходят для толкования как одной природы.

А что пишут об этом апостолы и пророки?
1. О Сыне: Я свет (Ин.12.46), об Отце: Отец светов (Иак.1.17).
2. О Сыне: Господь есть Дух (2 Кор.3.17), об Отце: Отец духов (Евр.12.9).
3. Сына называют Богом (Ин.20.28), Сын называет своим Богом Отца (Ин.20.17), отсюда, Отец - Бог богов (Пс.49.1).
Поскольку во всех трёх вышеуказанных случаях Бог Отец является Отцом множества, тогда на основании Библии можно утверждать, что понятие Сын Божий во Вселенной - это множество. Отсюда можно сделать вывод, что в духовном смысле Вселенная имеет фрактальную структуру. Основным свойством фракталов является самоподобие: в разных масштабах появляется один и тот же образ. Не случайно апостол Павел называет Христа образ Бога (2 Кор.4.4), и этот образ может быть меньше оригинала во много раз.

В связи с этим, нужно провести различие между понятиями Бог и божественная природа:
1. Бог - это личность, Он имеет одно имя «Отец». Бог - единственная причина всего в нашей Вселенной, всё остальное - следствия, в том числе Сын Божий рождается от Отца и Дух Святой исходит от Отца.
Отец имеет жизнь в Самом Себе, - это одно из основных свойств живого Бога - так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5.26). Понятие Сыну дал означает, что Бог - источник жизни, Сын принял это же от Отца, что сделало его Богом по природе.
2. Божественная природа - это совокупность свойств Бога, этих свойств может быть неисчислимое множество, бесконечность. Одно из свойств Бога - рождать Сынов Божьих, поэтому понятие «отец» является свойством божественной природы. Отсюда нужно различать понятие «Отец» как имя собственное и «отец» как имя нарицательное. Сына Божьего и Духа Святого следует рассматривать как свойства божественной природы и как Личности, у которых есть свободная воля. При этом воля Бога Отца доминирует, об этом всегда учит Сын Божий, здесь не может быть равенства воль... и голосования.

В заключение, в качестве гипотезы, в соответствии с данными современной науки, можно отождествить одно из свойств божественной природы со скалярным полем размером со Вселенную, которое не обнаружено инструментальными методами, но наличие которого следует из теории. Возможно, тёмная энергия и тёмная материя во Вселенной - видимые науке проявления невидимой божественной природы. Эта божественная природа является питательной средой для живой материи: Ибо мы Им живём и движемся и существуем (Деян.17.28).

Декарт говорил, что для того, чтобы познать истину, необходимо по крайней мере однажды все поставить под сомнение. Мне кажется, этот постулат очень пригодится при обсуждении богословских проблем космологии и догмата Троицы.


22.01.2009.



[i] Макарий. Православно-догматическое богословие - (по изд.) СПб.: Тип. Якова Трея, 1868.- Т. 1.- § 37 С. 252-253.

[ii] Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания под редакцией А. П. Лопухина. Том 10.

[iii] Августин Аврелий. О Троице. - Краснодар: Глагол, 2004. - С. 129.

[iv] Еловиков Ю. М. Есть ли у Бога мать? Часть 1. Догматы.

[v] Августин Аврелий. О Троице. - С. 184.








наверхнаверх




corn_top_r.jpg (1274 bytes)
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Разрешается использование материалов сайта без ограничений
itheology.ru © 2003-2011